Содержание
учебного курса
Организация
оздоровительно-профилактической работы в школе
Организация оздоровительно-профилактической работы с первоклассниками осуществляется по следующим направлениям:
1.Организация
учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.
Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (20 часов) позволяет развести во
времени решение 2 сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую
систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.
Вводный курс предусматривает усвоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на усвоении учебного содержания.
Цели курса «Введение в школьную жизнь»:
- обеспечение психологической адаптации детей;
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучение элементарным приемам обратной связи;
- знакомство с системой школьного оценивания;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисовании, конструировании, элементарного экспериментирования.
При организации учебно-познавательной деятельности я использую следующие программы:
1. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь».
2. Кушнер Н.Я., Мажимук Н.М. «Введение в школьную жизнь».
3. Гин С.И., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе».
2. Организация внеурочной жизни
первоклассников:
Внеурочная деятельность детей организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.
1. Организация групп продленного дня.
2. Работа клубов по интересам, творческих мастерских, кружков и секций.
3. Проведение конкурсов санбюллетений, газет, плакатов агитбригад на тему: «Режим школьника», «Расписание уроков», «Лучший дежурный» в классе и школе.
4. Участие в городском фестивале: «Мы за здоровый город!»:
- конкурс кроссвордов «Будь здоров!»;
- творческий конкурс «Мое здоровье - в моих руках» (участие в 3 номинациях: «Рисунок», «Фотография», «Плакат») на темы: «Спортивная семья», «Мой спортивный кумир», «Слагаемое здоровья»;
5. Проведение праздников с участием родителей детей:
- Славим руки матери;
- Праздник русской березки;
- 8 марта (Конкурс: «А ну-ка, девочки!»)
- День защитника Отечества (Рыцарский турнир);
- Встреча Нового года;
- Праздник лекарственных трав;
- Весенняя мозаика;
- Здоровому – все здорово!
6. Участие в конкурсах мини-сочинений, рисунков, поделок по теме: «Здоровье и питание».
7. Участие в научных исследованиях учащихся о влиянии различных факторов на здоровье детей.
8. Обсуждение газетных и журнальных публикаций по темам «Спорт» и «Здоровье».
9. Проведение классных часов и бесед о здоровье (Приложение 4).
3. Медико-педагогическая
диагностика состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
- диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
Таблица 1
План мониторинга состояния здоровья первоклассников
Дата
проведения |
Направления
диагностики и мониторинга |
Сентябрь (ежегодно) |
Учет особенностей физического состояния и развития учащихся |
Октябрь (ежегодно) |
Определение тотальных признаков физического развития |
Ноябрь (ежегодно) |
Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся |
Май, июнь (ежегодно) |
Оценка работы школы и учителя в сфере охраны здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий |
Ведение паспортов здоровья и их систематическое заполнение.
4. Взаимодействие с участниками
образовательного сообщества (педагоги МБОУ СОШ №48, администрация школы,
педагоги дополнительного образования, психолог, врач, родители детей
1. Работа методических объединений по обеспечению преемственности в развитии детей.
2. Малые педсоветы педагогов, работающих в первых классах.
3. Взаимодействия с родителями первоклассников:
- изучение условий жизни ребенка в семье (Составление акта обследования бытовых условий несовершеннолетнего);
- собеседование с родителями накануне учебного года;
- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы, по необходимости – дача доброго совета;
- оборудование «Уголка для родителей» в классе с рубриками: «Конкурс! Участвуем!», «Режим школьника», «Продукты – полезные для нашего организма», «Мероприятия на «четверть»», «Это интересно», «Наши достижения»;
- коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
- родительские собрания (Используются разнообразные формы работы с родителями, необходимые при взаимодействии с родителями данного класса), собрания-конференции, собрания-беседы, референдумы, философские столы, публичные лекции, гостиные, диспуты, вечера вопросов и ответов;
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе:
а) турниры по футболу, пионерболу;
б) Веселые старты, эстафеты;
в) походы, путешествия по интересным местам города Екатеринбурга
г) встреча с интересными людьми (Защитники Родины – мои родственники! Все работы хороши.);
Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность педагога и школы в пропаганде здорового образа жизни.
4. Психолого-педагогический консилиум – это одно из направлений работы психолога и педагогов. В задачу консилиума входит: выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК предлагает рекомендации отдельным учащимся для педагогов, родителей.
5. Повышение квалификации по
охране и укреплению здоровья через участие в городских, районных, школьных
семинарах, педагогических чтениях:
Семинар по программе Министерства Образования РФ «Разговор о правильном питании».
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
«Психологическое здоровье младших школьников» (Семинары-практикумы в Центре психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»).
«Формирование общеучебных навыков, умений и способов деятельности младших школьников» (на базе методического центра «Развивающего образования»).
6. Проведение спортивно-оздоровительных
мероприятий:
- спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечные и эмоциональные напряжение;
- работа спортивных секций;
- спортивные праздники:
- спорт-шоу;
- общешкольные Дни здоровья;
- спортивные часы и прогулки в ГПД