Программа "Здоровьесбережение в начальной школе"
Пояснительная
записка
Актуальность проблемы здоровья школьников
Сложившаяся в России ситуация характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.
Сегодня неотъемлемые составляющие здорового образа жизни – спорт, зарядка, физическая культура – занимают у школьников пока еще последние ранги. Мешает заниматься лень и отсутствие времени, есть уверенность, что болезни не грозят. Отсутствует установка на здоровье.
По статистическим данным лишь 16% всего населения России
здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья,
34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает
очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ гигиены детей и
подростков РАМН, у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в
развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в
сердечно-сосудистой и дыхательной системах; 90% детей имеют отклонения в
физическом и психическом здоровье. 30% детей, поступающих в школу, уже имеют
хронические заболевания. В
Каковы же причины
ухудшения здоровья школьников? Это:
- увеличение числа стрессовых ситуаций;
- ухудшение питания;
- факторы экологического риска (особенно йододифицит);
- факторы социального риска (распад семей и воспитание в неполных семьях);
Состояние здоровья – это интегральная характеристика роста и развития ребенка, которое во многом определяется условиями жизни.
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Очевидно, что необходимо оздоровление образовательной среды.
Исходя из этого, определены следующие направления работы:
- организационные;
- профилактические;
- диагностические;
- консультационные;
- пропагандистские;
- исследовательские;
- обучающие;
- воспитывающие.
Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.
2. Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамия, дистресса и т.д.
3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
4. Включение в учебные плены занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья (физического, психологического, социального), стремление к ведению здорового образа жизни.
5. Проведение диагностики и мониторинга состояния здоровья учащихся.
6. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
7. Создание возможности учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья через участие во всероссийских, областных, городских, школьных, классных творческих конкурсах.
Предмет программы – уровень физического и психологического
здоровья школьника, формируемый в
процессе профессиональной деятельности педагога.
Объект программы – образовательный процесс, направленный на развитие личности, имеющей нравственные идеалы и допустимый уровень физического и психологического здоровья.
1. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
· Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенна для всех участников образовательного процесса (и для медиков, и для учителей, и для родителей).
· Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе – от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа возможна при проведении мониторинга учащихся.
· Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения: неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
· Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно-воспитательной работе непосредственно.
· Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
· Принцип комплексности и междисциплинарности. Только тесное, согласованное воздействие педагогов, родителей, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.
· Принцип медико-психологической компетенции учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологичесокой грамотности и соответствующей перестройки сознания, ценностных ориентаций у педагога. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.
· Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших педагогических постулатов и одной из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
· Принцип приоритета активных методов обучения. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых, за счет снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счет несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.
Общая характеристика курса
1.Организация режима школьной жизни первоклассников.
Оптимальный годовой календарный учебный
график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых младших
школьников.
Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течении года. Над данной проблемой в нашей школе работали несколько лет, апробировали разные варианты учебных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15 день, после чего около 2 недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5 недели резко снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.
· Обучение весь год в первую смену с 8 часов
· Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.
· «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по 3 урока по 35 минут каждый, а со второй четверти – 4 урока по 35 минут.
· Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).
· 35-минутный урок в течение всего учебного года.
· Ежедневная, 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2 урока.
· Ежедневный спортивный час в группе продленного дня.
2.Санитарные правила и нормы к условиям обучения в образовательном учреждении (СанПиН 2.4.2.1178-02).
1. Соблюдение требований к воздушно-тепловому режиму.
п.2.5.5., 2.5.6.,2.5.7. Длительность сквозного проветривания учебных помещений
2. Соблюдение требований к естественному и искусственному освещению.
3. Соблюдение требований к просмотру диафильмов, кинофильмов, телепередач.
В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не превышает 3-4 уроков.
4. Знание и соблюдение требований к дозировке домашних заданий.
п.2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения и в определенных СанПиН пределах:
- в
1 классе – домашние задания не задаются;
-
во 2 классе - до 1,5 часа;
- в
3-4 классах – до 2 часов.
Дифференцировать домашние задания для детей с учетом их индивидуальных особенностей и медицинских показаний.
3.Создание предметно-пространственной среды
1. Отдельный этаж для учащихся начальной школы.
2. Для каждого первого класса отведена учебная комната с раковиной для мойки рук, гардероб.
3. Дизайн классных комнат приближен к дизайну комнат детского сада.
4. Мебель соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178 – 02.
5. Обеденный зал.
6. Большой и малый физкультурные залы.
7. Футбольное поле (возле школы) с искусственным покрытием.
8. Кабинет музыки.
9. Библиотека.
10. Игровая площадка.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
4.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- проведение плановых и внеплановых прививок мед. работником школы (в том числе вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); витаминизация (На завтрак дети получают один из видов фруктов, ежедневно выдаются 2 йодосодержащих витамина);
- профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- корригирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
5. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
- ежедневная физическая зарядка до уроков продолжительностью 7-10 минут;
- согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000 г. № 2021/11-13), физкульт минутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 2-4 минуты (рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока). В комплекс физ минуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 П 2.9.4., в середине учебного дня (после 2 уроков) для первоклассников проводятся динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;
- подвижные игры на переменах;
- ежедневная прогулка и спортивный час в группах продленного дня;
- внеклассные спортивные мероприятия;
- школьные спортивные кружки: теннис, айкидо, волейбол, футбол, баскетбол.
6. Организация рационального
питания первоклассников предусматривает:
- назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, бесплатное питание;
- создание бракеражной комиссии в составе медицинский работник школы, диет. сестра, учитель, ответственный за организацию питания;
- выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
- соблюдение
основных принципов рационального питания:
а) Соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей с 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал.).
б) Сбалансированность рациона питания по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1 : 1 : 4.
в) Восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов.
г) Максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортиментов продуктов и различных способов кулинарной обработки.
д) Соблюдение оптимального режима питания.
- создание благоприятных условий для приема пищи и обучения культуре поведения за столом;
- организация дежурства детей в столовой, результаты которой отмечаются самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и чистота после завтрака;
- 100% охват детей горячим питанием;
- ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организация питания в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнением учащихся).
7. Особенности организации уроков
в первом классе
Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. Урок состоит из 2 элементов: оргмомент и основная часть.
Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте тетрадь, ручку). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
Основная часть урока – «дробная», то есть состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности, - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение.
Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об
организации обучения в первом классе четырехлетний начальной школы» от
25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .
Для предотвращения усталости учащихся и потерей внимания на уроках рекомендуется проводить развивающие игровые паузы, викторины, ребусы и включать в урок учебно-дидактические игры.
8. Индивидуальная работа с
первоклассниками
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети бывают разными: часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
- задания разной степени трудности;
- специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную творческую задачу;
- предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, так как оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.
Место курса в учебном плане
Реализация программы осуществляется во урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, пронизывая весь образовательный процесс. Курс предусматривает активное взаимодействие учителя, обучающихся и родителей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям, к своему здоровью и к природе.
Ценность человека как разумного существа,
стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического,
психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности –
любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность
семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность
социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения обучающимися содержания
программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и
управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения
и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
планировать собственную деятельность;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и
взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять
элементарные правила гигиены; здорового питания; чередования труда и отдыха;
безопасного поведения.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В результате реализации Программы ожидается:
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
4. Умение ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
5. Умение ребенка делать правильный выбор в разных жизненных ситуациях.
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Архив записей |
---|
Друзья сайта |
---|
|