Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 13:33

Кузеванова Татьяна Сергеевна

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая работа педагога

Программа "Здоровьесбережение в начальной школе"

Пояснительная записка

Актуальность проблемы здоровья школьников

Сложившаяся в России ситуация характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Сегодня неотъемлемые составляющие здорового образа жизни – спорт, зарядка, физическая культура – занимают у школьников пока еще последние ранги. Мешает заниматься лень и отсутствие времени, есть уверенность, что болезни не грозят. Отсутствует установка на здоровье.

По статистическим данным лишь 16% всего населения России здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ гигиены детей и подростков РАМН, у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В 2009 г. первое место по смертности среди населения России занимают болезни желудочно-кишечного тракта.

Каковы же причины ухудшения здоровья школьников? Это:

- увеличение числа стрессовых ситуаций;

- ухудшение питания;

- факторы экологического риска (особенно йододифицит);

- факторы социального риска (распад семей и воспитание в неполных семьях);

Состояние здоровья – это интегральная характеристика роста и развития ребенка, которое во многом определяется условиями жизни.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Очевидно, что необходимо оздоровление образовательной среды.

Исходя из этого, определены следующие направления работы:

- организационные;

- профилактические;

- диагностические;

- консультационные;

- пропагандистские;

- исследовательские;

- обучающие;

- воспитывающие.

Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.

2. Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамия, дистресса и т.д.

3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.

4. Включение в учебные плены занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья (физического, психологического, социального), стремление к ведению здорового образа жизни.

5. Проведение диагностики и мониторинга состояния здоровья учащихся.

6. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

7. Создание возможности учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья через участие во всероссийских, областных, городских, школьных, классных творческих конкурсах.

Предмет программыуровень физического и психологического здоровья школьника, формируемый в  процессе профессиональной деятельности педагога.

Объект программыобразовательный процесс, направленный на развитие личности, имеющей нравственные идеалы и допустимый уровень физического и психологического здоровья.

1. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

·                           Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенна для всех участников образовательного процесса (и для медиков, и для учителей, и для родителей).

·                           Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе – от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа возможна при проведении мониторинга учащихся.

·                           Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения: неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.

·                           Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно-воспитательной работе непосредственно.

·                           Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

·                           Принцип комплексности и междисциплинарности. Только тесное, согласованное воздействие педагогов, родителей, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.

·                           Принцип медико-психологической компетенции учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологичесокой грамотности и соответствующей перестройки сознания, ценностных ориентаций у педагога. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.

·                           Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших педагогических постулатов и одной из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

·                           Принцип приоритета активных методов обучения. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых, за счет снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счет несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.

 

Общая характеристика курса

1.Организация режима школьной жизни первоклассников.

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых младших школьников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течении года. Над данной проблемой в нашей школе работали несколько лет, апробировали разные варианты учебных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15 день, после чего около 2 недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5 недели резко снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.

·         Обучение весь год в первую смену с 8 часов

·         Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

·         «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по 3 урока по 35 минут каждый, а со второй четверти – 4 урока по 35 минут.

·         Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

·         35-минутный урок в течение всего учебного года.

·         Ежедневная, 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2 урока.

·         Ежедневный спортивный час в группе продленного дня.

 2.Санитарные правила и нормы к условиям обучения в образовательном учреждении (СанПиН 2.4.2.1178-02).

1. Соблюдение требований к воздушно-тепловому режиму.

п.2.5.5., 2.5.6.,2.5.7. Длительность сквозного проветривания учебных помещений

2. Соблюдение требований к естественному и искусственному освещению.

3. Соблюдение требований к просмотру диафильмов, кинофильмов, телепередач.

В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не превышает 3-4 уроков.

4. Знание и соблюдение требований к дозировке домашних заданий.

п.2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения и в определенных СанПиН пределах:

- в 1 классе  – домашние задания не задаются;

- во 2 классе - до 1,5 часа;

- в 3-4 классах – до 2 часов.

Дифференцировать домашние задания для детей с учетом их индивидуальных особенностей и медицинских показаний.

3.Создание предметно-пространственной среды

1. Отдельный этаж для учащихся начальной школы.

2. Для каждого первого класса отведена учебная комната с раковиной для мойки рук, гардероб.

3. Дизайн классных комнат приближен к дизайну комнат детского сада.

4. Мебель соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178 – 02.

5. Обеденный зал.

6. Большой и малый физкультурные залы.

7. Футбольное поле (возле школы) с искусственным покрытием.

8. Кабинет музыки.

9. Библиотека.

10. Игровая площадка.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

  4.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

- проведение плановых и внеплановых прививок мед. работником школы (в том числе вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); витаминизация (На завтрак дети получают один из видов фруктов, ежедневно выдаются 2 йодосодержащих витамина);

- профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

- корригирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

 5. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

- ежедневная физическая зарядка до уроков продолжительностью 7-10 минут;

- согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000 г. № 2021/11-13), физкульт минутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 2-4 минуты (рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока). В комплекс физ минуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

- согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 П 2.9.4., в середине учебного дня (после 2 уроков) для первоклассников проводятся динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

- подвижные игры на переменах;

- ежедневная прогулка и спортивный час в группах продленного дня;

- внеклассные спортивные мероприятия;

- школьные спортивные кружки: теннис, айкидо, волейбол, футбол, баскетбол.

6. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

- назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, бесплатное питание;

- создание бракеражной комиссии в составе медицинский работник школы, диет. сестра, учитель, ответственный за организацию питания;

- выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

- соблюдение основных принципов рационального питания:

а) Соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей с 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал.).

б) Сбалансированность рациона питания по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1 : 1 : 4.

в) Восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов.

г) Максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортиментов продуктов и различных способов кулинарной обработки.

д) Соблюдение оптимального режима питания.

- создание благоприятных условий для приема пищи и обучения культуре поведения за столом;

- организация дежурства детей в столовой, результаты которой отмечаются самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и чистота после завтрака;

- 100% охват детей горячим питанием;

- ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организация питания в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнением учащихся).

7. Особенности организации уроков в первом классе

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. Урок состоит из 2 элементов: оргмомент и основная часть.

Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте тетрадь, ручку). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока – «дробная», то есть состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности, - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетний начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

Для предотвращения усталости учащихся и потерей внимания на уроках рекомендуется проводить развивающие игровые паузы, викторины, ребусы и включать в урок учебно-дидактические игры.

8. Индивидуальная работа с первоклассниками

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности  ребенка. Дети бывают разными: часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

- задания разной степени трудности;

- специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную творческую задачу;

- предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, так как оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Место курса в учебном плане

Реализация программы осуществляется во урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, пронизывая весь образовательный процесс. Курс предусматривает активное взаимодействие учителя, обучающихся и родителей.

 Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям, к своему здоровью  и к природе.
     Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
     Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
     Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; 
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; 

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. 

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; 

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; 

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;

планировать собственную деятельность;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; 

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; 
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; 

выполнять элементарные правила гигиены; здорового питания; чередования труда и отдыха; безопасного поведения.

Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате реализации Программы ожидается:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

2. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Умение ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.

5. Умение ребенка делать правильный выбор в разных жизненных ситуациях.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz